Я, когда только начинал консультировать, очень любил все объяснять. Вот почему, кстати, я считаю, что каждый, кто собирается всерьез научиться строить отношения, должен в течение хотя бы нескольких лет поучить группы и поработать с отдельными лицами. Потому что сначала поймешь то, чему сам учился, потом поймешь, как ты к этому относишься, а потом еще, в случае удачи, как этим пользоваться.
Клиент ведь что? Ну, как любой из нас, когда что-то приперло — хочется сделать одно минимальное усилие, аспирин принять. А потом, когда не помогает? Правильно — найти другой аспирин, получше. Типа, правильный. А дальше? Ну, а дальше… дальше всё, в общем-то. Поиски правильного аспирина могут занять годы. Это будет называться “работа над собой”.
Где сила
Психика очень мощная штука. Люди думают, что ее надо беречь, чтобы не рехнуться. На самом деле, это она нас бережет. И не дает практически ничего с собой сделать. Обводит вокруг пальца постоянно, заматывает. Не со зла, а чтобы хуже не было. И хуже не бывает, но и лучше, конечно, тоже.
Например, общая стратегия. Клиент приходит к консультанту, говорит: “Что делать?” Консультант отвечает: “Расскажите, что у вас там?” Клиент рассказывает, а потом опять: “Что делать?” Консультант понимает, что делать что-то бесполезно, потому что клиент уже все, что мог, сделал, и это уже не сработало, и теперь, чтобы сделать что-то новое, нужно научиться думать по-новому.
Поэтому он отвечает: “Для начала нужно уяснить”. И представляет клиенту свое видение ситуации. Иногда клиента даже пронимает, он кричит: “О, теперь я все понял!”. Но видение поменять не так просто, оно как на резинке — стоит зевнуть, тотчас возвращается. А чтобы не вернулось, а появилось новое, чтобы психика перестроилась, нужно что? Правильно, нужен новый опыт.
Вразрез
И вот тут самое интересное в работе начинается. Чтобы получить новый опыт, нужно сделать что-то, что идет вразрез с представлениями. Разумеется, психика это делать не хочет, потому что расставаться со своими представлениями не собирается (если бы она считала, что представления плохи, она бы сама давно от них избавилась). И что же она тогда делает? Подкидывает клиенту вопрос: “Почему?”
- Мой муж тряпка, все время мямлит, не разговаривает со мной, как мне наставить его на путь истинный, что мне делать?
- Мое видение ситуации таково, что Вы демонстрируете такую силу, наезжая на Вашего мужа, что он чувствует себя маленьким ребенком рядом уверенной мамашей, поэтому и мямлит. А говорить не хочет потому, что дети о таких вещах не говорят.
- Да? И что мне делать? Завтра в гости идти, я боюсь, что он меня опозорит, у всех мужья как мужья, а мой как баба.
- Сделайте простое действие. Если почувствуете, что он Вас позорит, возьмите его руку, прижмитесь к ней щекой, а потом поцелуйте.
- И это поможет?
- Да, поможет.
- Почему?
- …
Очень простой выбор. Либо консультант упражняется в способности объяснять клиенту смысл действий, которые ему нужно сделать, либо клиент упражняется в послушании. Второе экономит средства и добавляет счастья, но выбирается почти всегда первое.
Причем, понимаете ли, тут фокус: чем больше клиент способен понять логику рекомендаций, тем менее они будут действенны (поскольку ему нужно сделать как раз то, что расходится с его представлениями, иначе это не будет новым опытом, формирующим новую картину мира). Так что наибольших результатов он сможет достичь, выясняя, как следовать инструкциям в точности, а не по каким причинам им нужно следовать.
Работает непонятное
Вот почему так важно доверие партнеру. Выбрал — доверяй. Вы не задумывались, что “доверяй, но проверяй” не работает? Далеко мы ушли с этой лагерной установкой? Нет, друзья мои, доверие с проверками это не доверие, а недоверие. Вот ровно.
Консультирование само по себе есть опыт, способный перестроить представления. Если девочка, которая не доверяет своему мальчику, приходит ко мне, она ведь что приносит? То же самое недоверие. И у нее есть шанс получить новый опыт — довериться. Делать, что сказано. Вести себя непривычным способом. Но… девочка выбирает привычное поведение и остается прежней. Психику не проведешь. Другой раз я думаю, что появись среди нас стопроцентно эффективный консультант, он стопроцентно сидел бы без работы. Впрочем, этого я вам не говорил.
Саша, спасибо за такой крутой и сильный пример. Действительно, так и тянутся ручки повоспитывать(( Благодаря вам, стараюсь это отслеживать. И, конечно, есть откаты, но есть и новый опыт )
… А новый опыт — это новые возможности! )
Спасибо.
Я уже все сделала))))))