Нам задали вопрос, какую общую стратегию поведения лучше использовать во время конфликта. Речь идет не о конфликте государств, конечно, а о личных отношениях. Я сразу же сел и набросал несколько распространенных стратегий.
Вот, в частности:
Первая – если что-то не нравится, сразу помрачнеть, нагнать страху и начать высказываться (“орать”), а потом, выплеснув агрессию, разобраться в чем дело, и сделать вид, что тебя не проинформировали должным образом. Заставить извиняться.
Вторая – если что-то не нравится, перейти на визгливый, плачущий фальцет и разразиться жалобами и упреками, а потом, выплеснув всю боль, разобраться в чем дело, и сделать вид, что тебя пытались объехать по кривой. Заставить извиняться.
Третья – если что-то не нравится, смолчать и не подать виду, а потом тонкими, ядовитыми замечаниями начать информировать о совершенной в свой адрес несправедливости, и делать так до тех пор, пока не предложат заткнуться (тогда процесс пойдет по новому кругу) или не начнут извиняться.
Четвертая – если что-то не нравится, не подавать вида, но начать упрекать и обвинять в чем-то другом, о чем уже давно говорили, но что не сдвинулось с мертвой точки. Вывести этим партнера из себя, дать ему потерять лицо, потом еще подлить масла в огонь, зафиксировав факт, что о чем-либо поговорить с ним невозможно. Услышать в ответ в свой адрес что-то ужасное, типа угроз и оскорблений. Заплакать, заставить извиняться.
Как видите, везде у нас всплеск эмоций, и везде по итогу нужно просить прощения. Заметьте, что один партнер может запустить одну стратегию, а второй в ответ на нее – другую. То есть один орет во всю глотку, а второй плачет в голос, и продолжаться это может долго, но кончится все равно одинаково.
Это “плохие”, “неправильные” стратегии – потому что они делают людей в отношениях несчастнее. Но почему ими пользуются?
Потому что надо же куда-то девать эмоции, которые возникают от “обманутых ожиданий”, и это очень простые, очень непосредственные способы. Они, может, и не прибавляют счастья, зато дают расслабление.